Скачать 3.36 Mb.
|
Урок 1. Нумерация. Счет предметов. Разряды (№ 1-9) Цели урока: 1. Повторить образование трёхзначных чисел и их разрядный состав. 2. Развивать умения находить числа в натуральном ряду, используя понятия: предыдущие, последующие, числа, стоящие между данными; сравнивать их. 3. Учить рассуждать и логически мыслить. Ход урока I. Организационный момент и сообщение темы урока II. Устный счёт 1. Логическая задача. Три девочки - Мария Катя и Иванка - одеты в платья разных цветов -синее, жёлтое и белое. У Марии платье не белое, а у Кати платье не белое и не жёлтое. Скажите, какого цвета платье у каждой из девочек? Решение: Из условия задачи нам известно, что Катя не в жёлтом платье и не в белом, из чего следует, что она одета в платье синего цвета. Мария одета не в белое платье, значит платье на ней желтого цвета, и, получается, что на Иванке платье белого цвета. Наглядно на доске записать так:
Ответ: Мария — в жёлтом, Иванка - в белом, а Катя — в синем. 2. Найдите значение выражения (запись на доске): 3. Внимательно рассмотрите числовой ряд и определите, в чем проявляется сходство и в чём различие (запись на доске): 172 162 152 145 132 182 Различия: А) 145 — число единиц выражено цифрой 5, а у остальных эта цифра 2. Б) Число десятков выражено различными цифрами (7, 6, 5, 4, 3, 8). Сходства: А) Все числа трёхзначные. Б) Число сотен во всех числах выражается цифрой 1. 4. Замените числа 172, 162, 152 суммой разрядных слагаемых (работа выполняется в тетради по рядам). 5. Запишите самое маленькое и самое большое трёхзначное число. Ответ: 100, 999. - Замените суммой разрядных слагаемых (устно). — Что интересного заметили? Ответ: 999 = 900 + 90 + 9 100= 100 + 0 + 0 В числе 100 — 0 десятков, 0 единиц. III. Работа над темой урока 1. Объяснение материала. - Представьте, что вы в упаковочном цехе птицефабрики. Вам предлагают посчитать и упаковать яйца. Как это удобнее сделать? Почему? Подсказка: - Будете считать по одному? - Будете считать десятками? — Единицы при счете объединяют в десяток, 10 десятков — в сотню, а 10 сотен образуют тысячу. (Целесообразно на уроке для объяснения этого материала использовать счеты.) Можно выполнить задания. - Отложите на счетах 9 ед. Добавьте еще одну единицу. Сколько единиц стало? А сколько это десятков? Покажите на счетах. 10 единиц объединяются в 1 десяток. И один десяток мы откладываем на второй линеечке, а все единицы обратно сдвигаем. — Отложите на счетах 9 десятков. Добавьте еще один десяток. Сколько десятков стало? А сколько это сотен? Кто догадался как это показать на счетах? Верно, 1 сотню мы откладываем на третьей линеечке, а все десятки сдвигаем обратно. Аналогичная работа проводится с образованием сотни. 10 единиц = 1 десяток; 10 десятков = 1 сотня; 10 сотен = 1 тысяча. Для закрепления можно предложить задания. — Отложите на счетах число в котором 1 сот. 6 дес. 7 ед; 3 сот. 0 дес. 8 ед; 5 сот. 2 дес. 0 ед. Прочитайте параграф стр. 4. — Сколько единиц в одном десятке? - Сколько единиц в одной сотне? — Сколько единиц в десяти сотнях? Запишите эти числа в тетради. 2. № 1, стр. 4. — Запишите это число в тетради. 3. № 2, стр. 4. — Что значит предшествует числу и за числом следует? Как вы это понимаете? Запишите числа, которые стоят между числами 497 и 501 (ученик выполняет на доске, остальные — в тетради). 4. № 3, стр. 4. — Прочитайте названия разрядов. - Какие числа записаны в таблице? ГУ. Работа над задачей 1.Задача № 5, стр. 5. - Как вы понимаете задачу? Составьте и решите задачи, обратные данной. - Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или Нарисовать схему? 1)19-9 = 10 (ч) Ответ: 10 девочек в классе. 19 ч 1)19-10 = 9(4.) Ответ: 9 мальчиков. 1)9+10= 19(ч.) Ответ: 19 человек. 2. Задача № 6, стр. 5(н). - Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? — Что значит в 6 раз старше? — Что значит на 4 года моложе? - Сделайте чертеж к задаче. V. Физкультминутка VI. Закрепление Работа по учебнику. № 4, 9, стр. 5 самостоятельно. После выполнения можно организовать взаимопроверку. VIII. Итоги урока Выставление оценок. Домашнее задание № 7, 8 (стр. 5). Урок 2. Выражение и его значение. Порядок выполнения действий (N9 10-13) Цели урока: 1. Повторить основные арифметические действия («+», «—», «•», «:»), порядок действий, установить связь между компонентами и результатами этих действий. 2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи. 3. Воспитывать аккуратность. Ход урока I. Организационный момент II. Устный счёт 1. Логическая задача. Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон заполненный наполовину весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон? Решение: 1) 34 — 18 = 16 (кг) - весит половина молока 2) 18- 16 = 2 (кг) Ответ: 2 кг весит пустой бидон. 2. Повторение нумерации. На доске: 859, 503, 390, 200,104,480 — Назовите сколько в каждом числе сотен, десятков и единиц. — Сколько всего десятков в каждом числе? - Запишите данные числа в порядке уменьшения. - Найдите лишнее число. Докажите. 3. Совершенствование вычислительных навыков. а) Сколько нужно пятирублёвок, чтобы купить конфету за 25 рублей? б) Сколько получится, если к 4 прибавить 6, прибавить 18 и вычесть 9? в) Если в одной коробке 8 конфет, сколько конфет будет в 5 таких коробках? г) Сколько дней в 3-х неделях? д) Сколько получится, если к 101 прибавить 202? е) Сколько сдачи получит Маша со 100 рублей, если истратит 72 рубля? ж) Сколько понадобится парт, чтобы рассадить парами 26 учеников? Ответы: 5, 19, 40, 21, 303, 28, 13. III. Работа над темой урока - Вычисляя, мы использовали арифметические действия. Назовите их. - Какие знаки мы используем, делая записи в тетрадях? - Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда в наших тетрадях и учебниках появились такие необходимые и в то же время простые знаки «+» и «—»? оказывается, их история уходит в глубокую древность. Обычно виноторговец черточками отмечал, сколько мер вина он уже продал. Так, уменьшение количества стало обозначаться знаком «—», который позже назвали минусом. Приливая в бочку новые запасы, перечеркивал столько расходных черточек, сколько мер он восстановил. Так, возможно, появился знак «+», обозначающий прибавление, увеличение. Иногда исторические факты со временем искажаются и не всегда бывают достоверными, поэтому многие ученые считают, что происхождение этих знаков имеет совсем другие корни. Давайте познакомимся с другим мнением. Раньше, когда знаки плюс и минус не были известны древним математикам, сумму чисел записывали так: 1 и 2 или на латинском 1 е1 2. Для краткости стали писать 11 2, а потом 1 + 2. Начальная школа. 2004. № 6. Математика - наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли ее законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выражениях особый. Давайте попробуем разобраться самостоятельно, а поможет вам учебник. Откройте стр. 103. 1. Работа по таблице «Порядок выполнения действий» (стр. 103). - Как выполняются действия, если выражение содержит только «+» и «—» или только «•» и «:»? - Как выполняются действия, если выражение содержит не только «+» и «—», но и «•» и «:»? - Как выполняются действия, если выражение содержит одну или несколько пар скобок? 2). Если не только « + » или « — », но и « • » или « : », тогда « • » и «: », а потом « + » и « — ». 3). Если одна или несколько (), тогда (), а потом «•», «:»,« + » и « — ». Сегодня будем работать над третьим правилом. Убедимся, важны ли в выражениях скобки. Решите два выражения. 54-20-12 = 22 54 - (20 - 12) = 46 (-)-1). 54-20 = 34 1). 20-12 = 8 2). 34-12 = 22 2). 54-8 = 46 — Какой можно сделать вывод? 2. Самостоятельное чтение параграфа на стр. 6. — Что называют числовым выражением? — Может ли числовое выражение содержать несколько действий? — Что значит найти значение выражения? 3. Упражнение № 10 на стр. 6. — Объясните порядок действий. — Найдите значения выражений. Учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель выборочно проверяет. IV. Работа над задачей № 12, стр.6. — Запишите решение задачи выражением. — Какое действие вы выполняли первым в этом выражении? Почему? V. Физкультминутка VI. Закрепление 1. Работа по учебнику. №11, стр.6, (первый столбик). — Укажите в каждом выражении порядок действий. Самопроверка. VII. Работа по тетрадям на печатной основе 1. Работа над вычислительными навыками. № 4, стр. 3 самостоятельно. После выполнения задания можно организовать взаимопроверку. 2. Решение задачи. № 6, стр.4. — Прочитайте задачу. Что значит в 4 раза больше? — Что значит на 28 л больше? Запишите решение задачи. VIII. Итоги урока — Что называют числовым выражением? Назовите правила о порядке выполнения действий. Домашнее задание № 13, 11 (второй столбик), стр. 6. Урок 3. Сложение и вычитание (№ 14-20) Цели урока: 1. Повторить названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий. 2. Развивать умение читать и записывать числа, используя таблицу разрядов. 3. Закреплять умение решать задачи и уравнения. Ход урока I. Организационный момент И. Устный счёт 1. Задача на развитие. Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольника ему понадобилось только 5 букв. Как это может быть? Ответ: Боря начертил такие треугольники, которые имели общую вершину. 4. Индивидуальная работа: Х+18 = 24 Х-18 = 24 58 + Х= 103 305-Х = 299 (При раздаче заданий следует учитывать уровень развития детей). I. Работа над темой 1. Работа над компонентами сложения и вычитания. Как называются числа при сложении? Как они между собой взаимосвязаны? Как называются числа при вычитании? Как они между собой взаимосвязаны? — Что неизвестно в каждом столбике? Как находим? (Неизвестна сумма. Чтобы найти сумму надо к первому слагаемому прибавить второе слагаемое. Неизвестно первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое надо из суммы вычесть второе слагаемое.) Аналогичная работа проводится с каждым столбиком в каждой таблице. 3.Работа над свойствами сложения и вычитания. — Посмотрите на записи на полях и сформулируйте правило. (Если к числу прибавить ноль, то получится это же число. Если из числа вычесть ноль, то получится это же число. Если из числа вычесть такое же число, то получится ноль.) — Какие свойства сложения вы еще знаете? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется) — Запишите его, используя буквы. (а + с = с + а) 4. № 15, стр. 7. — Чему равен х в каждом уравнении? — Замените одно из чисел в каждом уравнении так, чтобы х не был| равен нулю. А в последнем уравнении, чтобы значение разности не было равно нулю. Запишите решение этих уравнений. — Что неизвестно в каждом уравнении? Как находили? IV. Работа над задачей (№ 17, стр. 7) — Прочитайте задачу. Объясните, что обозначают выражения. Масса 1 пак. Кол-во пакетов Общая масса Астры 5 г ? 250 г Гвоздики 8 г ? 240 г (Краткая запись для детей, которые затрудняются объяснить, что обозначают выражения.) (250:5 Узнаем, сколько пакетов упаковали с семенами астр. 240:4 Узнаем', сколько пакетов упаковали с семенами гвоздик. 250:5+240:4 Узнаем, сколько всего пакетов упаковали с семенами цветов.) - Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак минус. (На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, чем с семенами гвоздик ?) - Запишите решение задачи. V. Физкультминутка VI. Закрепление 1. Работа над вычислительными навыками. № 16, стр. 7 самостоятельно. Взаимопроверка. 2. Решение уравнений. № 19, стр. 7. - Что неизвестно в каждом уравнении? Как найти? VII. Работа но тетрадям на печатной основе 1. Работа над вычислительными навыками. № 5, стр. 3 - Что нужно помнить при записи примеров в столбик? (Единицы записываем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Взаимопроверка. 2. Решение задачи. № 7, стр. 4. 3. Работа с таблицей. № 8, стр. 4. VIII. Итоги урока - Назовите компоненты при сложении, вычитании. Домашнее задание № 18, 20, стр. 7. Урок 4. Нахождение суммы нескольких слагаемых (№21-25) Цели урока: 1. Познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых, повторить письменные приемы сложения и вычитания трёхзначных чисел. 2. Развивать вычислительные навыки и умение решать уравнения. 3. Воспитывать аккуратность, умение доводить до конца начатую работу. Ход урока I. Организационный момент И. Устный счёт 1. Задача на развитие. В спектакле участвовали 4 человека. В первом действии участвовали 3 человека, а во втором действии участвовали 2 человека. Как это могло быть? Ответ: Один человек играл в первом и во втором действиях. 2. Какие цифры надо переставить, чтобы получить верные равенства? 36-82 = 8 Ответы: 36-28 = 8 28+18=100 82+18=100 58 + 63 = 94 58 + 36 = 94 71-37 = 43 71-37 = 34 3. Индивидуальная работа с учётом индивидуальных детей. 1-йуровень- 2 • (27 + 3): 6 — 6 = 4 2-й уровень - 99 - 4 • (28 + 12): 5 + 24: 6 = 71 3-й уровень - 600 - (383 + 136: 8): 10 + 150 = 700 Работу 1-го и 2-го уровня проверяют учащиеся; 3-й уровень проверяет учитель. Три ученика объясняют, как нашли значение выражения. |
Урок 111 Тема: Римская письменная нумерация На второй карточке – китайская нумерация. Она одна из старейших и прогрессивных, с теми же принципами, что и в современной арабской,... | Тематическое планирование Свойства предметов. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Цепочки. Поиск закономерностей. Счет предметов | ||
1. Компьютер и программное обеспечение Урок История развития вычислительной техники Древнейший метод счёта предметов заключался в сопоставлении предметов некоторой группы (например, животных) с предметами другой... | Урок №6 Тема Данный урок «Разряды имен прилагательных по значению» 6-ой, поэтому предлагаю следующие цели и задачи | ||
Урок по математике Тема: «Письменная нумерация чисел в пределах 1000» Тема: «Письменная нумерация чисел в пределах 1000», проведен в 3 «А» классе на методическом объединении учителей начальных классов... | Утверждаю Директор мбоу «сош №20» «Увлекательная страна математика». Счет предметов от 1 до 10. Свойства предметов: цвет, форма, размер. Понятия «один»- «много». Цифра... | ||
Урока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные» | Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных... Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных по значению» с использованием средств икт | ||
Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Счет предметов... Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же | Урок для родителей по математике. 1 класс. Тема: «Счет предметов» Цель: познакомить родителей с особенностями программы обучения детей, проконсультировать родителей об оказании помощи первоклассникам... | ||
Урок математики в 3-м классе (1-4) умк "Школа России" Это восьмой урок по теме “Письменная нумерация в пределах1000”. Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме «Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные». Урок №6 | ||
Урок 9 Тема урока: Числа Множества Пространственные отношения... Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате... | Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «разряды количественных числительных» Давайте вспомним, что мы знаем о числительном. Проведем блиц-опрос. Я начинаю предложение, а вы должны его закончить | ||
Урок русского языка в 6 классе. Учитель Насонова Е. Ю. Тема урока... Познакомить с опознавательными признаками качественных, относительных и притяжательных прилагательных | Урок математики в 4 а классе Тема: «Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме: «Нумерация многозначных чисел» |