Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир»





НазваниеРуководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир»
страница1/16
Дата публикации01.09.2013
Размер2.72 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

COACHING WITH NLP

HOW TO BE A MASTER COACH

Joseph O'Connor and Andrea Lages

HarperCollinsPublishers Limited

ДЖОЗЕФ О'КОННОР АНДРЕА ЛЕЙДЖЕС

КОУЧИНГ С ПОМОЩЬЮ

НЛП

Практическое руководство

по достижению поставленных целей

«Издательство ФАИР»

Москва

2008

УДК 159.9:81'234 ББК 88.6 (4Вел) 0-51

О'Коннор Дж., Лейджес А.

0-51 Коучинг с помощью НЛП: Практическое руководство по достижению поставленных целей / Джозеф О'Коннор, Андреа Лейджес. — Пер. с англ. М. Котельниковой. — М.: «Издательство ФАИР», 2008. — 288 с: ил.

ISBN 978-5-8183-1384-9 (рус.) ISBN-13 978-0-00-715122-6 (англ.) ISBN-10 0-00-715122-5 (англ.)

Книга рассказывает о коучинге — технологии формирования образа мышления, позволяющего за короткий срок максимально раскрыть потенциал человека и повысить личную и профессио­нальную эффективность. Применяя методы коучинга совместно с НЛП, вы сможете достичь небывалых успехов во всех сферах жизни. Это один из самых рентабельных способов преуспеть в бизнесе.

Для широкого круга читателей.

УДК 159.9:81'234 ББК 88.6 (4Вел)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Joseph O'Connor and Andrea

Lages, 2004

ISBN 978-5-8183-1384-9 (рус.) © Издание на русском языке,

тог>тчт 1 т то а аа -71 4Г1-1О /^ / ч перевод на русский язык,

ISBN-13 978-0-00-715122-6 (англ.) оформление «Издательство

ISBN-10 0-00-715122-5 (англ.) ФАИР, 2008

В первую очередь мы выражаем признательность пионе­рам коучинга, особенно Тимоти Голлуэю, который столь мно­гих вдохновил следовать этой методике. Спасибо также Джону Гриндеру и Ричарду Бэндлеру за создание самого НЛП. Вообще, нам хотелось бы поблагодарить многих, помогавших в написании этой книги, в частности, издателя Кэрол Тонкинсон, а также Элизабет Хатчинс за свойственные ей уме­ние и бережность, с которыми она правила нашу рукопись. Благодарны мы и Робину Прайору за самоотверженную по­мощь в том процессе, который называется рождением книги.

Многое почерпнули мы и у людей, посещавших наши кур­сы, в том числе курсы усовершенствования, которые мы ве­ли в рамках административного коучинга. Ну и, разумеется, при работе над книгой каждый из нас проявил изрядное тер­пение и решительность!

ВВЕДЕНИЕ

Каковы ваши чаяния и мечты?

Что для вас важно?

Есть ли у вас все, чего вы заслуживаете?

Что для вас возможно?

А теперь представьте, что анализируете все эти вопросы не мимоходом, а методом, который поможет вам лучше по­нять свои сокровенные мечты и стать тем, кем вы всегда хотели быть. Этим методом и является коучинг.

Не удивительно, что коучинг приобретает все большую популярность. Мы живем в захватывающее время. Нас ок­ружают фантастические возможности, большинство из ко­торых так хочется реализовать. Мы чувствуем, что заслу­живаем счастья, мы охотно тратим время, усилия и деньги на то, чтобы усовершенствовать себя и научиться получать больше удовлетворения от всего, что делаем. И советчи­ком, руководителем на этом пути к себе лучшему служит коуч.

Эта книга как раз о коучинге — о том, что он такое и как его применять. Она для вас, если вы:

• хотите стать коучем;

• уже являетесь коучем;

• собираетесь пригласить коуча и выяснить, что это даст;

• хотите стать коучем самому себе;

• намерены ввести занятия коучингом у себя на работе.

Книга поможет вам сделать первые шаги на любом из этих путей. Если вы уже являетесь коучем, она значитель­но расширит и углубит имеющиеся навыки. Если подумы­ваете пригласить коуча — разъяснит, чего ждать, а если хо­тите стать коучем самому себе — поможет и в этом. Если ваша профессия связана с помощью людям (вы психотера­певт, психолог, преподаватель, наставник или консуль­тант), книга обогатит ваш опыт, даст новое видение и по­может добиться большей результативности.

Сами термины «коуч», «коучинг» пришли к нам из спор­та и изначально означали «тренер», «тренировка». Но те­перь это — совершенно самостоятельная профессия и род занятий, коренным образом отличающиеся от деятельнос­ти психологов, психотерапевтов, преподавателей, консуль­тантов или наставников. Что замечательно в коучинге, так это его абсолютное могущество и многосторонность. Коу­чинг поможет вам решить неожиданно возникшую пробле­му, реализовать поставленную цель, увеличить «кпд» в выб­ранной вами профессии, овладеть новыми навыками. Го­воря более общими словами, к коучам обращаются за тем, чтобы обрести новое направление и равновесие. Лайф-коучи помогают добиться лучшей жизни.

Значение бизнес-коучинга постоянно растет по трем при­чинам. Во-первых, все больше и больше людей предпочитают быть в работе преданными самим себе, а не своим работода­телям. Они работают ради собственной карьеры и могут де­лать ее у нескольких работодателей сразу. Поэтому компании прекрасно понимают: единственный способ удержать у себя классных специалистов — вкладываться в них, в их развитие, и самым подходящим для этого средством является коучинг.

Во-вторых, коучинг ведущих работников — это наибо­лее целесодержащее использование ресурсов компании, поскольку ресурсы эти направляются именно туда, где они всего нужнее.

В-третьих, отдаленные результаты бизнес-тренинга час­то бывают неутешительны. В данный конкретный момент

такой тренинг может увенчаться немалым успехом. Но если человек, прошедший курс, на следующий день возвращает­ся в тот же офис, чтобы работать с теми же людьми, кото­рые относятся к нему по-прежнему, то и он вскоре вернет­ся к старой модели поведения, потому что ее поддержива­ет окружающая его среда. Потому-то значительная часть тренинга в перспективе оказывается впустую потраченны­ми деньгами и временем, поскольку не приводит к продук­тивным изменениям. А вот если после тренинга человек попадает к коучу, который поддерживает в нем воодушев­ление и помогает сопротивляться сладкоголосому зову си­рены «привычного бизнеса», то изменения закрепятся с ку­да большей вероятностью. Кроме того, навыки коучинга неизмеримо усиливают навыки руководителя.

Вообще, коучинг дает возможность помогать людям за­мечательно эффективным способом и тем самым прино­сит редкостное удовлетворение. Приобретенные навыки можно применить и к аутокоучингу. Коучинг представля­ет собой ряд навыков и является необыкновенно полез­ным и развивающим родом занятий.

Коучинг с НЛП

НЛП, или нейролингвистические программирование, словно специально предназначено для коучинга. НЛП изучает три области, которые и дали ему название:

Нейрология — наш мозг и процесс мышления.

Лингвистика — как мы пользуемся языком и какое влия­ние он оказывает на нас.

Программирование — в какой последовательности мы выстраиваем свои действия, добиваясь определенной цели.

НЛП-коуч способен по-настоящему понять, как имен­но мыслит клиент, и очень точно использовать язык, что­бы помочь этому клиенту достичь своей цели.

НЛП появилось в середине 70-х в Америке с работой Джо­на Гриндера, профессора лингвистики, и Ричарда Бэндлера, психолога. Они начали с изучения наилучших коммуникато­ров, с построения модели коммуникативных навыков. Мето­дике потом обучали других с тем, чтобы они получили те же результаты. Аналогичным образом и мы «моделируем» образ­цы наилучших коучей. Можно точно сказать, что сработает наилучшим образом, а что — нет. Чтобы стать хорошим коучем, совершенно не обязательно изобретать велосипед.

НЛП изучает также, как мы структурируем свой субъек­тивный опыт — что мы думаем о своих ценностях и убеж­дениях, как формируем то или иное эмоциональное состо­яние, как строим свой внутренний мир и какое содержание в него вкладываем. НЛП — область по преимуществу пси­хологическая, имеющая дело с внутренним субъективным миром, причем изнутри. Для коучинга необходимо НЛП. НЛП же поможет вам стать мастером коучинга.

Однако вовсе не обязательно досконально изучить НЛП, чтобы применять его для коучинга. Пусть даже вы ничего не знаете об НЛП, в нашей книге о нем достаточно сведений. А если вы уже знакомы с НЛП, то увидите, как можно ввести его в ваш коучинг.

Что НЛП вносит в коучинг?

  • Скорость. Методики НЛП срабатывают быстро.

  • Прагматический подход. Если то, что вы делаете, не действу­ет, сделайте что-нибудь другое.

  • Особая притягательность. Каждый клиент уникален. Как он выполняет ту или иную задачу? Как можно выполнить ее лучше?

  • Простота методик. В НЛП имеется множество простых мето­дик, специально предназначенных для коучинга.

  • Понимание того, как взаимодействуют цели, убеждения и цен­ности. Это — сущность процесса коучинга.

  • Взаимопонимание и доверие. Необходимые предпосылки для хороших отношений в коучинге.


Как пользоваться книгой

В книге имеются четыре основных раздела:

  • В первых двух главах выводятся основы коучинга: что он со­бой представляет и как работает.

  • Главы 3—8 проведут вас по структуре коучинга и навыкам, кото­рые вам понадобятся от первой встречи до конца коучинговых взаимоотношений. Приводятся также примеры занятий коучингом, где эти навыки применяются.

  • Глава 9 — коучинг в действии: пример того, как некоторые из приведенных инструментов используются в реальных заня­тиях.

  • Глава 10 — о самом коучинге.

  • И в конце — раздел о ресурсах, включающий в себя многие инструменты коучинга, упомянутые в тексте, раздел о прак­тическом аспекте коучинга, продолжительности занятий, контракты, а также словарь терминов коучинга и библиогра­фия.

В коучинге очень важно действие, поэтому в конце каж­дой главы для вас или ваших клиентов предлагаются неко­торые задачи. С помощью этих «этапов действия» вы смо­жете расширить навыки коучинга и собственное самоосоз­нание и усилить ощущение счастья. Воспользуйтесь теми, которые вам больше всего понравятся, а остальные можно оставить без внимания. В каждой главе также приводится резюме, чтобы суммировать наиболее важные моменты.

Мы обучали коучей по всему миру. Везде, где нам до­водилось преподавать, сам коучинг вызывал огромный энтузиазм, а его замечательные результаты — восхищение и удивление. Мы гордимся нашей международной работой в качестве коучей, в качестве тренеров коучей и разработ­чиков коучинга как дисциплины. И через эту книгу мы хо­тим поделиться всем с вами. Надеемся, что она не только принесет вам пользу, но и доставит удовольствие.

Джозеф О 'Коннор и Андреа Лейджес

Майорка, 2004

СОН

Мне снился сон.

Мы с Джозефом находимся в просторном пустом помеще­нии, вокруг — стены огромного величественного здания-башни. В здании множество окон, и они все время будто вглядываются в тебя. Дом почти пуст и безжизнен, поэтому, когда мы идем по его коридорам, шаги рождают гулкое эхо, которое, отталкива­ясь от стен и высоких потолков, то отстает, то забегает вперед.

Башня так высока, что неба почти не видно. Оно кажется еще более далеким, чем на ровном месте.

Порой ветер доносит отдаленный смех, и мы понимаем, что где-то там, за пределами здания, жизнь все же есть, люди дви­гаются и разговаривают.

Мы все идем и идем, но словно по кругу: обстановка перио­дически повторяется. «Какое унылое место», — думаем мы, не понимая, как нам отсюда выйти.

Впечатление, что мы здесь уже очень давно, нам хочется выбраться поближе к небу, наверх — оттуда должен открыться более приятный вид. Кажется, здесь должна быть лестница, ко­торая выведет нас туда, но, похоже, придется пройти весь дом, обойти множество этажей прежде, чем мы ее найдем. Но на это понадобится очень много времени, и мы не знаем, откуда на­чать. Мы заблудились в этом мрачном здании.

Ветер становится холодным. Солнца мы не видим и не ощу­щаем, лишь понимаем, что оно есть, по тому, как его тонкие сла­бые лучики пронизывают окружающие тени.

Когда опускается ночь и в помещении становится темно и хо­лодно, мы решаемся, наконец, двинуться.

Неожиданно появляется молодая женщина в платье до пола. У нее длинные каштановые волосы. В правой руке горит масля­ная лампа, от которой по стенам протягиваются длинные тени. Эти тени живут и двигаются, другие же — мертвы и неподвижны.

Женщина медленно идет к нам, долго и пристально смотрит на нас, потом спрашивает: «Что вы ищете?»

— Можно ли ей доверять? — думаем мы. — Можно ли ска­зать, что нам нужно? Почему она интересуется? Ведь мы даже не знакомы.

Впрочем, почему бы и нет?

— Мы хотим выбраться наверх, — говорю я и для точности показываю пальцем, куда именно.

— Хорошо! — отвечает она. — Я помогу вам, но будьте очень осторожны. Здесь опасно.
ЧАСТЬ I

КОУЧИНГ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

ГЛАВА 1

ОТ ВООБРАЖАЕМОГО К РЕАЛЬНОМУ

  • Сны видят все. Когда мы спим, мозг перетасовывает дневные впечатления, смешивает их с сопутствующими мыслями и эмоциями, словно безумный картежник, пы­тающийся сдать себе выигрышный расклад. Сны могут туманно намекать на прошлое, неясно нашептывать о будущем. Они усугубляют наши затруднения и преду­беждения — в снах воображаемое, метафорическое становится реальным. Но сны — нечто гораздо боль­шее. Во сне мы вовсю пускаем в ход воображение, вы­ходя за пределы собственного бытия в куда более об­ширный мир, где возможно многое и мы не ограничены теми картами, которые сдала нам реальная жизнь. Можно по собственной воле вытащить любую, самую немыслимую карту и изменить весь расклад. Сны «вы­нимают» нас из нас же самих. Каждая перемена в жиз­ни начинается с мечты (или сна) — мы даем волю вооб­ражению, чтобы «намечтать» себе наилучший вариант будущего.

Так какое отношение коучинг имеет к снам (и мечтам)? Он связан с переменами, с их созданием. А коуч — кудес­ник таких перемен, из-за плеча заглядывающий в ваши карты и подсказывающий, как выиграть при имеющемся раскладе, или меняющий правила игры, а то и подбирающий игру получше. Перемены берут начало в мечтах (и снах) о чем-то лучшем. Реализовав одну мечту, мы смотрим впе­ред и снова мечтаем. За каждой мечтой следует новая.

Наша книга — о том, как воплотить мечты в реальность. Именно это и делает для вас коуч. Коучинг разжигает ваше воображение, оставаясь при этом весьма практичным для реалий этого мира. Он имеет дело с целями и их достиже­нием. Он связывает мир мечты с миром реальности.

В 1985 годуя (Джозеф) попал на замечательный семинар по музыке, который устраивала пианистка Элоиза Ристад. Она работала в основном аккомпаниатором и сопровожда­ла на концертах многих музыкантов. Музыканты эти не­редко до дрожи боялись выходить на сцену. Позднее Элои­за написала замечательную книгу под названием A Soprano on her Head. Вечером, когда я уже лежал в постели, обду­мывая впечатления, меня вдруг стукнуло: я тоже хочу на­писать книгу. Меня вдохновили сам семинар и книга Элоизы.

Затем пошел честный разговор с самим собой.

— Ты не можешь написать книгу! — довольно раздра­женно заметило мое второе Я.

— Это почему же? /

— Ну...Ты даже не знаешь, как.

— Так научусь. Ведь все равно, пока не попробую — не пойму, знаю или нет.

Этот коротенький диалог выявил различие между убеж­дениями и возможностями. Мне не хватало «ноу-хау» на­писания книги. Будь рядом коуч, он помог бы мне прове­рить мои убеждения, сосредоточиться на цели и реализо­вать ее. Но оказалось, что я могу быть и самому себе коучем. Поднял роившиеся в моей голове образы на высоту, на которую, как мне казалось, был не способен. И не поз­волил никаким ограничивающим убеждениям помешать мне попробовать достичь того, что я хотел.

Возможно, вы читаете эту книгу, потому что тоже хоти­те сделаться сами себе коучем. Или интересуетесь коучингом вообще. А, может, хотите стать коучем или, если уже стали — усовершенствовать свои навыки коучинга. Или собираетесь нанять себе коуча. Или стремитесь узнать, как навыки коучинга помогут вам в вашей работе преподавате­ля, тренера или психолога. Может быть, вы хотите узнать что-то новое о своей профессии и прочитать еще чье-то мнение о коучинге. Какова бы ни была причина, вы наме­рены заполнить промежуток между мечтами и действи­тельностью для себя и окружающих.

БОРЬБА ЗА СВОБОДУ

Коуч не только кудесник перемен, но и борец за свободу.

Свобода бывает двух видов: свобода от и свобода для. Например, несколько лет назад я (Джозеф) работал по 50 ча­сов в неделю, обучая игре на гитаре. Работа, в общем, дос­тавляла мне радость и удовлетворение, но очень утомляла. Отвлекаться, чтобы хоть чуточку передохнуть, было нель­зя — ведь учителю музыки платят за то, чтобы он внима­тельно слушал игру своих учеников. Я любил свою работу, но отчаянно жаждал свободы от такого нескончаемого многочасового напряжения. Сменить работу мне и в го­лову не приходило, просто хотелось иметь возможность расслабиться, взглянуть на мир, почитать, да хоть просто поспать тогда, когда мне этого хочется, а не когда вдруг выдается свободная минутка. Я больше не мог ощущать столь тяжкую усталость. Перейдя через некий порог, я уже и работе не в состоянии был уделять необходимое внима­ние. Чтобы работа была продуктивной и доставляла ра­дость, необходим и отдых. Это — свобода от, свобода не делать чего-то.

Другой вид — свобода для, свобода что-то делать. Осво­бодившись от одной ситуации, можно делать что-то дру­гое. А что? В моем случае — писать книги, моделировать литературное произведение, а также составлять и вести курсы по различным тренингам.

Коучи работают с обоими видами свободы. Они помога­ют клиентам освободиться от неудовлетворительных или неприятных ситуаций. А затем открывают перед ними вы­бор и возможности.

Знать своего врага в лицо

Итак, коуч вместе с клиентом борются за свободу. А про­тив кого? Кто враг-то? Кто мешает тем переменам, кото­рых так жаждет клиент?

Врагом, по большей части, является привычка. При­вычное мышление, привычные действия. Привычки, ко­торые со временем так прочно окопались в нашем созна­нии (и подсознании), что с трудом поддаются изживанию. Все привычки играют роль своего рода ценностей, иначе они не стали бы привычками. Но времена меняются, и привычки перестают соответствовать нашим целям.

Привычки мы поддерживаем самыми разными способа­ми. Даже приспосабливаем к ним свое окружение. Люди ждут от нас предсказуемых поступков и потому обращают­ся с нами вполне предсказуемо, чем только укрепляют на­ши привычки. Привычки подобны круиз-контролю в ав­томобиле — задают определенную скорость в определен­ном направлении. Тогда водитель может уже ни на что не обращать внимания. А вот чтобы изменить скорость и нап­равление, внимание приходится обратить. Стоит только изменить привычку, и на ее место тут же встанет другая, которая поведет вас по иной дороге, в ином направлении.

Коуч занимается теми привычками, что сдерживают клиента, порой ведя против них партизанскую войну, по­рой атакуя впрямую. Коучинг меняет жизненное направление клиента постепенно, внося небольшие изменения. Но со временем эти незначительные изменения суммиру­ются, и количество переходит в качество.

Смена направления

Представьте свою жизнь как движение по дороге. Куда она ведет — неизвестно, но пейзаж приятен. Через неко­торое время, вы обнаруживаете, что движетесь по кругу. Выжидаете, но все повторяется снова и снова. И тут на до­роге появляется развилка. Собственно говоря, развилки-то и прежде попадались постоянно, просто вы их не заме­чали. А если и замечали, то игнорировали, пока до поры до времени вам было комфортно на основной дороге. Однако теперь рядом коуч, чтобы держать вас в непрерывной го­товности. Вы изменяете направление, пусть и самую ма­лость. Идете по другой дороге, которая пока лишь ненам­ного отличается от первоначальной.

И тут возникает искушение подумать: «Ха! Стоила ов­чинка выделки!» Может быть, оно и верно, перемена пока ничтожна. Но чем дольше и крепче вы за нее держитесь, тем дальше отойдете от прежней своей дороги. А через год окажетесь совершенно в других краях. Так и будет, даже ес­ли вы ограничитесь той единственной переменой.

Конечно, чем значительнее перемена в направлении, тем быстрее и радикальнее изменится окружающий пейзаж. Однако он станет другим даже при малейшем изменении, если только вы будете упорны в нем. Стойко придерживай­тесь этого нового пути, пусть старый может призывать вас обратно соблазнительными обещаниями знакомых удобств. «Знакомое зло, — станет нашептывать он, — луч­ше незнакомого». А есть ли на новом пути вообще зло?

Какова же роль коуча в этом процессе? Он делает три вещи:

1. Показывает вам путь.

2. Предоставляет варианты и помогает выбрать новую дорогу.

3. Помогает придерживаться выбранного направления.

Жизнь вообще представляет собой последовательность мелких решений. Множество незначительных вроде бы из­менений, скопившись, в какой-то момент оборачиваются разительной переменой. Каждое принятое нами решение либо удерживает нас на том же привычном и удобном пу­ти, либо ведет к тому, чего мы действительно хотим. Коучинг-то и помогает принять нужное решение.



Жизнь — это последовательность мелких решений

КОУЧИНГ В БИЗНЕСЕ

Более десяти лет ведутся разговоры об «обучающих ор­ганизациях». Как нам кажется, имеются и «мечтающие организации». И в голове у руководителей таких органи­заций существуют мечты. Они мечтают о том, чтобы луч­ше обслуживать клиентов, чтобы их новый продукт доми­нировал на рынке, о наилучшем маркетинговом подходе, о новых усовершенствованных системах, чтобы работать лучше, быстрее и свободнее. Они мечтают стать органи­зацией-хамелеоном, чтобы моментально приспосабли­ваться к быстро меняющемуся рынку. Коучинг может из­менить бизнес, помогая участвующим в нем людям меч­тать о лучшем и превращать эти мечты в реальность.

За минувшие 20 лет деловая среда изменилась радикально. Люди больше не связывают себя с «пожизненной» работой, не ищут ее и не стремятся к ней. Они действуют, руководствуясь «просвещенным эгоизмом». Компания, на которую они рабо­тают, перестала быть для них «благодетелем», утратила свое первостепенное значение как абсолютное и единственное средство карьерного роста: за свою рабочую жизнь они могут поработать в нескольких компаниях.

Чем больше люди совершенствуют себя, а компания совер­шенствует своих людей, тем большую ценность они для нее приобретают. Коучинг — один из самых рентабельных и целесодержащих способов сделать это. Он сосредоточивает свои усилия на том, на чем нужно — на навыках работников — и да­ет быстрые результаты.

Жизнь в компаниях — тоже последовательность мелких ре­шений. Именно этими мелкими решениями компания под­держивает свое каждодневное функционирование на долж­ном уровне, сохраняя доверие и преданность работников. Ко­учинг помогает ежедневно принимать наиболее оптимальные решения.

Десять лет назад среди множества европейских компаний средней руки провели интересное исследование о том, как принимаются решения. Исследование показало, что две трети важных решений принимались в соответствии с заявленной стратегией компании. Когда решения были не столь ответ­ственны, это число падало до одной трети. А из незначитель­ных повседневных решений только каждое двадцатое соот­ветствовало объявленной политике компании. Подумайте о впечатлении, которое это производило на работающих там людей. Ведь важные решения принимаются не очень часто, втайне, и, как правило, не обнародуются из самых лучших коммерческих соображений. Таким образом они по большей части оставались невидимы. Мелкие же повседневные реше­ния затрагивали каждого и были очевидны и общедоступны. Каждый день люди видели, что компания не соблюдает ею же заявленной политики. Для работников компании мелкие ре­шения имеют большее значение, нежели ответственные.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НУЖДАЮТСЯ В КОУЧИНГЕ?

Люди приходят на коучинг по разным причинам, но есть нечто общее: некоторое расхождение между их мечтами и действительностью. Иногда расхождение невелико, и хва­тает одного-двух занятий коучингом. Например, руково­дитель хочет добиться более эффективной обратной связи с подчиненными. В настоящее же время или он обижает их, или же они не обращают на него внимания. Коуч прорабаты­вает проблему с клиентом, чтобы понять его намерения, его нынешнюю манеру обратной связи с подчиненными и при­чину того, почему его понимают неправильно. Потом, уже ра­зобравшись, он находит различные способы научить клиента иной манере обратной связи. Дает клиенту задание сформи­ровать обратную связь разными новыми способами и отме­тить результаты. На следующей неделе они обсуждают, в чем состояло различие, и что клиент понял.

Другие проблемы могут быть посложнее и требовать нескольких занятий, например, чтобы решить, в чем сос­тоит главное разочарование в жизни или как решительным образом изменить ситуацию. Клиенту, продвигающемуся в развитии, возможно, понадобятся новые навыки, а также беседа о большей ответственности и о том, что она может значить в его жизни.

Что для одного — мелкое неудобство, для другого может быть полной катастрофой. В какой момент проблема раз­растается до такой степени, что самому уже не справиться и приходится искать посторонней помощи? Пороги у всех разные. Допустимые пределы зависят от привычки, образа жизни и генетики. Некоторым достаточно небольшого беспокойства, чтобы ощутить дискомфорт, другие же бу­дут терпеть и терпеть прежде, чем начнут принимать меры, чтобы исправить ситуацию.

Есть анекдот о двух лягушках. Одна скачет по дну глубокой колеи, оставленной трактором. Другая смотрит на это и кри­чит: «Эй! Что ты там делаешь? Здесь наверху куда лучше, и еды больше».

Первая поднимает голову: «Да мне никак не выбраться».

— Так давай, помогу, — предлагает вторая.

— Нет. Не нужно. Все в порядке. Мне здесь тоже еды хватает.

— Ну, ладно, — соглашается вторая. — Но наверху-то гораздо свободнее, есть где развернуться, можно поразве­дать чего-нибудь новенького.

— Мне и тут достаточно места.

— А как насчет пообщаться с собратьями?

— Сюда лягушки тоже запрыгивают, а нет — так я и покри­чать могу друзьям там, наверху.

Вторая лягушка пожимает плечами, сокрушенно взды­хает и упрыгивает прочь.

На следующий день обе встречаются на бортике колеи.

— Эй! — кричит вторая. — Я думала, ты там насовсем оста­лась, в этой колее. Тебе же вроде хорошо было. Что стряслось?

— Да грузовик поехал.

Так вот, одному, чтобы куда-нибудь передвинуться, нужен «грузовик». Другой может быть вполне удовлетворен и успе­шен, но тем не менее полагает, что «рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Такой пригласит коуча, чтобы вы­яснить, как стать еще счастливее и успешнее. Он хочет, мо­жет быть и будет лучшим в данный момент, да еще и не ос­тановится на достигнутом.

Однако, какова бы ни была ситуация, клиент может яв­но или скрыто попросить коуча вернуть его в ту жизнь, ка­кая у него была перед срывом. Другими словами, стоит толь­ко грузовику пройти, как колея вновь делается привлекатель­ной. Коучу следует во что бы то ни стало избегать подобного искушения, иначе случится неприятность. Во-первых, это просто невозможно. Время нельзя повернуть вспять. Во-вто­рых, даже если бы вы и могли, клиент снова оказался бы отк­рыт для той же самой проблемы. Попытка вернуть клиента на­зад в «любимую колею» может привести к эффекту Дня Сурка, когда одна и та же ситуация или проблема будет повторяться по кругу до бесконечности. Коучинг помогает людям выбрать новое направление, сделать шаги к счастью, а не заниматся бе­гом на месте, пусть привычным и удобным.

СЧАСТЬЕ

Коучинг — игра с высокой ставкой: счастьем. Человек приходит к коучу потому, что хочет быть просто счастливым или более счастливым. Ему хочется хорошей жизни с прият­ными впечатлениями, добрых отношений, работы, которая приносит радость и которой можно гордиться и зарабаты­вать деньги. Он хочет в полной мере наслаждаться жизнью. Видеть реализованными лучшие свои мечты и знать, что живет по самым высоким моральным устоям. Хочет, что­бы все его уважали, многие симпатизировали, некоторые любили.

В бизнес-коучинге ставки одинаково высоки для всех, вплоть до выживания самого бизнеса. Успешный бизнес приносит высокий доход, в нем приятно работать, он дости­гает поставленных целей и действует в соответствии со свои­ми глубинными ценностями. Такой бизнес пользуется ува­жением на рынке. Чтобы преуспевать в бизнесе, человеку не­обходимо радоваться своей работе и быть к ней способным.

У счастья нет рецепта, с которым можно было бы пойти в специальную аптеку, отдать провизору и получить в виде пилюль или микстуры. Счастье — это не то, чем вы владеете, а то, чем и кем вы являетесь. Представление о счастье у каж­дого свое, и коуч не знает наперед, что именно могло бы сде­лать клиента счастливым. Впрочем, порой этого не ведает и сам клиент.

Существует интересное исследование, в котором пред­полагается, что более двух третей человечества не знает, как быть счастливым. В 1957 году в Соединенных Штатах Америки был учрежден научно-исследовательский проект, в рамках которого опросили множество людей, интересу­ясь, счастливы ли опрашиваемые тем, что имеют в жизни. Утвердительно ответили около трети. В 1992 году исследова­ние повторили, и процент утвердительных ответов был тем же, невзирая на то, что жизненный уровень значительно вы­рос. Что это означает? Да всего лишь то, что этой трети известен секрет счастья: оно внутри нас. Оно зависит не от то­го, чем ты владеешь, а от того, кем являешься и какие чувства испытываешь. Ощущение счастья — это результат множества мелких, локальных «счастий», радости, испытыва­емой от множества жизненных мелочей, от той самой после­довательности мелких решений, каждое из которых делает вас счастливее. Счастье — в повседневных деталях жизни.

Многие считают, что за счастьем нужно гнаться. Гнаться за очередным приобретением, чувством или человеком, и тогда почувствуешь себя счастливым. Это мираж. В самом слове заключен обман. Гонясь за счастьем, вы, таким образом, ставите его впереди. И оно начинает играть роль морковки перед мордой осла — вы все гонитесь за ним, а оно остает­ся мучительно недостижимым. Невозможно гнаться за тем, что у тебя уже есть. Можно лишь быть счастливым здесь и сейчас.

Некоторые полагают, что быть счастливым эгоистично, что количество счастья в мире ограничено, и если ты обрел счастье, то кто-то при этом его лишился. Однако счастье доступно каждому. И единственный человек, до счастья ко­торого вам есть дело — вы сами.

Насколько вы счастливы? Коучинг увеличивает само­осознание, выясняя, где вы находитесь, и отыскивая спосо­бы двигаться вперед. Один из таких способов — упражнения по самонаблюдению. Такие упражнения будут время от вре­мени встречаться вам в этой книге.

Дайте себе труд задуматься над следующими вопросами. Не перескакивайте через них на следующую страницу. Отве­ты на них увеличивают ставки в игре под названием коу­чинг. Некоторые могут показаться простыми, но в коучинге часто задают простые вопросы. О качестве вопроса свиде­тельствует не его собственная сложность, а сложность разду­мий, им вызванных.

Не следует слишком долго размышлять над ответом. Пер­вая же мысль, пришедшая в голову, обычно бывает наиболее верной. Ответы запишите.

Счастье: самонаблюдение

Что для вас означает быть счастливым?

Вспомните какой-нибудь счастливый период (или мо­мент) своей жизни. На что это было похоже?

ДОВЕРИЕ

Доверие является ключевым моментом взаимоотношений в коучинге. Но зачем доверять коучу? Зачем вообще доверять кому бы то ни было? Что должно произойти, чтобы вы стали доверять?

Доверие, как и счастье, — понятие абстрактное. Это не предмет, которым можно завладеть, а взаимоотношения, выстраиваемые людьми. Слово trust произошло от древнес­кандинавского traustr, что означало «сильный». Мы доверяем тому, что полагаем истинным. Доверяя кому-то, мы считаем этого человека настолько сильным, что можем опереться на него (метафорически, конечно), не опасаясь, что он ослабеет.

Доверие строится постепенно. Люди очень редко начина­ют доверять друг другу с первого взгляда, если только к тому нет какого-то чрезвычайно мощного побудительного стиму­ла. Когда Арнольд Шварценеггер в «Терминаторе-2» протя­нул руку Саре Коннор, перед ней стоял выбор: довериться ему — по крайней мере, в тех обстоятельствах — либо погиб­нуть. Чаще доверие выстраивается со временем, с постоянны­ми проверками в разных ситуациях.

Слово истина (по-английски truth) происходит из того же корня, что и доверие (trust), но к объективной истине отноше­ния не имеет. Предположим, один человек говорит вам, что на улице светит солнце, а другой — что идет дождь. Вопрос дове­рия связан не с погодой, а с тем, кому из них вы верите. Если сами в окно выглянуть не можете, приходится верить кому-то на слово. Кому? Разумеется, тому, кто наиболее достоин дове­рия. Доверие необходимо тогда, когда у нас нет возможности самим удостовериться, что происходит.

Как строится доверие между коучем и клиентом? Во-пер­вых, оно возникает из понимания себя. Если вы не знаете и не понимаете себя, своих пределов, целей и ценностей, то начне­те доверять другому слишком быстро, поскольку хотите ему верить. Или же слишком сильно, поскольку ваши требования к его надежности будут занижены. В обоих случаях вас станут использовать.

С другой стороны, ваши критерии могут оказаться чрез­мерно высоки: чтобы довериться другому, вы будете требовать невозможных проявлений смелости и разнообразных сверше­ний. В этом случае вы останетесь в одиночестве и эмоцио­нальной изоляции.

Доверие: самонаблюдение

Подумайте о ком-нибудь, кому доверяете.

Почему вы решили ему (ей) доверять?

Что он (она) сделал или не сделал?

« Какие основания (доказательства) вам понадобились преж­де, чем вы начали доверять этому человеку?

Через какое время вы поняли, что этому человеку можно до­верять?

А теперь подумайте о ком-нибудь, кому не доверяете.

Почему вы решили ему (ей) не доверять ?

Что он (она) сделал или не сделал?

Через какое время вы поняли, что этому человеку доверять не стоит?

Мы часто говорим, что доверие нужно «заслужить, зара­ботать». Однако доверие — не статья бухгалтерского учета, здесь нельзя сложить положительные стороны человека и вычесть негативные, чтобы посмотреть, сойдется ли баланс. Доверие — субстанция более тонкая и гибкая. Оно не подра­зумевает бескомпромиссности. Вместо того, чтобы абстра­ктно размышлять, заслуживает ли тот или иной человек до­верия, полезнее прикинуть, насколько глубоко вы ему дове­ряете и в каком контексте. Можно абсолютно доверять другу в финансовых, но не в любовных делах. У меня (Андреа) была подруга, которая всегда оказывалась там и тогда, где и когда я более всего в ней нуждалась. Я чувствовала, что могу доверять ей во всем — кроме тех случаев, когда рядом был мой друг. Тогда она больше крутилась вокруг него.

Обычно мы оцениваем доверие по двум критериям. Пер­вый — искренность, или субъективная правдивость. Об этом приходится судить по поведению человека. Соответствует ли его поведение внутренней глубине, внутренней честности по отношению к себе и другим? Действительно ли он искренен? Все ли обещания выполняет? Согласуются ли его слова с по­ступками и последователен ли он, говоря с разными людьми?

Второй аспект доверия — компетентность. Человек может быть искренним, но способен ли он выполнить обещанное?

Коуч, чтобы ему доверяли, должен быть искренним и ком­петентным. Он также должен быть эталоном тех качеств, ко­торые стремится выявить в клиенте.

Эта глава посвящена пробуждению от сна и действиям. Сделать это можно с помощью коучинга. А применение его в жизни и работе — тема следующей главы.

РЕЗЮМЕ

Наши мечты формируют наши цели, а цели формируют нашу жизнь. Коуч помогает нам достичь целей.

Коуч вместе с клиентом борется за свободу:

от обстоятельств, которых клиент не желает;

для выбора того, что он желает.

Враги свободы — привычки, которые побуждают нас чувствовать себя комфортно в знакомой, обжитой колее. «Враги человеку до­машние его» среде, друзьям и семье свойственно укреплять на­ши привычки. Последовательность мелких решений может изме­нить нашу жизнь.

Коуч:

покажет вам путь, по которому вы идете;

укажет, в чем вы можете измениться;

поддержит перемену.

Коучинг помогает бизнесу, поддерживая людей, которые в нем заняты.

Коучинг—один из самых рентабельных способов развить работников.

Коуча нанимают по различным причинам. Обычно потому, что в жизни что-то нарушилось. Коуч помогает решить проблему и двигаться дальше, ни в коем случае не давая возвращаться. Некоторые приходят на коучинг, потому что хотят быть еще более счастливыми.

Коучинг — средство помочь людям стать счастливыми.

Счастливым хочет быть каждый, но многие не знают, как.

Важная часть коучинга — увеличить самоосознание клиента.

Клиент должен доверять коучу.

Доверие строится не сразу.

Чтобы заслуживать доверия, коуч должен быть искренним и ком­петентным.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Если хотите понять — действуйте. Вот несколько способов опро­бовать идеи, представленные в этой главе. При желании их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.

1. Выберите фотографию в возрасте 5—12 лет, где вы себе нравитесь. Припомните то хорошее, что вы тогда умели де­лать, например, играть, собирать паззлы, бегать, собирать модели самолетов, писать рассказы. Визуализируйте себя делающим это.

Теперь спросите себя: «Что все это значило для меня, и как я могу привнести максимум оттуда в мою нынешнюю жизнь?»

2. Начните каждое утро в течение 10 минут что-нибудь писать: не серьезный труд, а так, для «разгрузки мозга». Не нужно пытаться выдать что-то значительное, просто набросайте страничку, о чем хотите. Именно пишите, ручкой по бумаге, а не печатайте на машинке и не набирайте на компьютере, по­тому что через руку, держащую ручку, мозг «соединяется» непосредственно с бумагой. Такие записи — эквивалент раз­мышления вслух, проверка мыслей на значимость. Несколь­ко минут, которые на это потребуются, очистят ваше мышле­ние и даже могут усилить интуицию. Купите себе специальный блокнот. Сделайте эти записи привычкой. Как минимум три месяца пишите каждый день. Вам вернется сторицей.

3. Посмотрите на видео фильм «Счастливчик Хэл».

Что, по-вашему, делает Хэла счастливым? Что делает счастли­вой героиню Гвинет Пэлтроу?

4. Многие думают, будто нужно много денег, чтобы жить «как мил­лионер», но вы такие считаете. Вам ни к чему 20 каких-то вещей или понятий, чтобы быть счастливым, достаточно одного, но очень хорошего, того, что вы любите. Определите, что из ниже­перечисленного доставляет вам наибольшее удовольствие:

сон

еда

досуг

одежда

и удостоверьтесь, что у вас и так есть лучшее из того, что вы мо­жете себе позволить, например — хороший матрац для сна. Причем он не должен быть дорогим. Не должна быть дорогой и хорошая пища. Ведь в дорогих ресторанах вы платите, главным образом за обстановку. Платите за такой досуг, который действительно доставляет вам удовольствие. Красивая и удоб­ная одежда тоже не должна быть дорогой. Мы нередко платим всего лишь за имидж, этикетку, которую присваивают опреде­ленному бренду. Покупайте лучшее из того, что позволяют вам ваши финансы. Вы можете быть одеты удобнее и лучше, чем многие миллионеры.

5. Подумайте о проблеме, которая стоит пред вами на данный мо­мент, в том ключе, что вы так ничего и не предпринимаете. Теперь подумайте о ней же, но уже в плане того, что предприня­ли «реальное действие» для ее решения. Что в этой проблеме важно?

Что это говорит вам о ваших способностях справляться с проб­лемами?

6. Всякий раз, обдумывая то или иное решение, спрашивайте се­бя: «Приведет ли оно к большему или меньшему счастью?»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» icon1. Руководство племенной работой. 1 Руководство племенной работой...
Коучинг с помощью нлп: Практическое руководство по достижению поставленных целей / Джозеф О'Коннор, Андреа Лейджес. — Пер с англ....
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа задаёт содержание и структуру курса, последовательность учебных тем в учебниках линии «Сферы». В ней также приводится характеристика...
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconРуководство по естественному контролю за рождаемостью и достижению беременности
Определение возможности забеременеть: что Вы должны знать и чего, возможно, не знаете
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconНаправление подготовки 031600- «Реклама и связи с общественностью» Профиль
Достижению этих целей служит приобретение студентами профессиональных, лингвострановедческих, в том числе межкультурных и социокультурных,...
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconРасчетно-графическая работа по дисциплине «Менеджмент» Факультет: Бизнеса Группа: фби-21
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconПлан учебно -воспитательной работы моу харатская сош
В полном соответствии с политикой образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях разработана Программа развития...
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconРабочая программа по литературе
Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы...
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconБизнес план уличное мини-кафе «Горячие Блины» 2013 оглавление оглавление 2
Обоснование целесообразности использования выбранной бизнес-модели в качестве инструмента достижения поставленных целей
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель анализа: выявление степени реализации поставленных перед педагогическим коллективом целей совершенствования образовательной...
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хотелось бы вместе с Вами, уважаемые читатели, обсудить реалистичность и актуальность поставленных перед нами целей, оценить эффективность...
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» icon2. место дисциплины в структуре образовательной программы
Для реализации поставленных целей в курсе рассматриваются основные положения оптимизации налогов, изучаются методы налогового планирования,...
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconКонцепция проекта федерального закона “О федеральной контрактной...
Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи правового регулирования
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способы постановки целей Таксономия педагогических целей в отечественной и зарубежной дидактике. Различные категории педагогических...
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconТесты по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент это: *умение добиваться...
Какая школа предусматривает три подхода к управлению: процессный, количественный и ситуационный
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconРабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение...
Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика»
Руководство по достижению поставленных целей «Издательство фаир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная программа детского дома является изложением целей и принципов обучения и воспитания в интересах личности, общества...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск