Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы





НазваниеТогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы
страница1/18
Дата публикации19.03.2015
Размер2.21 Mb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Культура > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения

духовно-нравственного наследия «Преображение»

Из опыта работы

ГОУ СПО

«Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве № 17», г. Москва
сборник материалов

Тамбов

2012 г.


Раздел 1.
Образовательная система

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он Ангелов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Ангелов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Ангел изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Монах Варнава (Евгений Санин) «Маленькие притчи для детей и взрослых».
Введение.

Все хотят добра детям, юношеству, молодёжи, все хотят видеть подрастающее поколение счастливым, порядочным, успешным, ответственным за судьбу России, и помочь им стать такими – задача и родителей, и педагогов.

Задача трудная, требующая постоянной работы, затраты и душевных, и профессиональных усилий, задача, квинтэссенцией которой является стремление помочь детям осмысленно вступить во взрослую жизнь и адаптироваться в ней. В этой связи огромную роль играет аспект выбора будущей профессии. Безусловно, все профессии ценны и достойны уважения, и вполне справедлив тезис о том, что «не важно, кем ты будешь, а важно каким ты будешь», но так же справедливо и то, что от того, кем ты будешь, зависит и то, каким ты будешь.

Чем раньше человек определиться в выборе своей профессии, таким образом, чтобы избранный им жизненный путь совпал с его судьбой тем лучше. Именно ранняя профессиональная ориентация во много помогает молодому человеку избежать страшных ошибок и поступков порой непоправимых.

Система среднего профессионального образования — социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности.

В системе среднего специального образования сегодня обучается достаточно большое число молодежи – около 3 млн., это около 3 тысяч учебных заведений. И что очень важно, молодёжи предоставляется возможность выбрать профессию из 250 специальностей.

Сегодня выбор молодым человеком среднего профессионального образования (СПО) – это оптимальный вариант, поскольку такое образование не заслоняет будущей профессии и дает крепкую почву под ногами, чтобы впоследствии действительно было, откуда воспарить. Эта почва – профессиональные навыки, которые нельзя забыть, в отличие от институтских конспектов.

Система среднего профессионального образования позволяет за 3 - 4 года получить профессию, по которой можно тут же начать работать, а не безрезультатно обивать пороги компаний, показывая работодателям резюме с записью о весьма общем бакалаврском или даже магистерском образовании. У «простых профессий» есть простое свойство – они всегда востребованы, даже если зарплата не слишком большая. А сейчас наблюдается настоящий дефицит квалифицированных профессионалов среднего звена.

Очень показательно, что, как правило, выпускники средних специальных учебных заведений, продолжая обучение в ВУЗе, становятся самыми успешными студентами, потому, что они приобрели то, что не всегда дает школа – они научились учиться. И это уже профессионально сориентированные молодые люди: поступив уже по специальности той или иной в ВУЗы, они добиваются более высоких результатов.

Получать образование в техникумах и училищах не гнушались физики (Лев Ландау), космонавты (Юрий Гагарин), музыканты (Олег Лундстрем), драматурги (Виктор Розов), артисты эстрады (Аркадий Райкин), модельеры (Вячеслав Зайцев), писатели (Анатолий Приставкин) и интеллектуалы из игры «Что? Где? Когда?» (Александр Друзь). Думается, такого перечня имен достаточно, чтобы стало понятно, что через колледжи, техникумы и училища лежит путь к яркой карьере, если человек сам того захочет.

Абсолютно несправедливо стереотипное мнение, что профессии, предлагаемые средним профессиональным образованием сплошь нетворческие. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Главная цель образования, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Развивающемуся обществу нужны образованные, духовные и нравственные люди, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу России, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и неопределенности, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым творческим потенциалом.


  1. Традиции и социокультурные особенности

ГОУ СПО КАМС № 17

Наш колледж ГОУ СПО КАМС № 17 - уникальное явление, где сливаются традиции и новаторство; вся его история – это история непрерывного движения вперед, развития и в то же время – бережного отношения к достижениям прошлых лет.

Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве №17 – это бывший Московский архитектурно-строительный техникум, образованный 15 мая 1930 года по Приказу Высшего Совета народного хозяйства. Первый выпуск – 235 человек – состоялся в 1934 году. В 2010 году наш колледж – техникум отметил свой 80-летний юбилей. За время своего существования КАМС № 17 подготовил более 2500 специалистов для строительной отрасли среднего звена, которые работают по всей стране и в Москве. Среди выпускников много известных специалистов, руководителей строек, строительных трестов и управлений, руководителей проектных институтов и архитектурных мастерских. Много их них и ученых; среди выпускников 26 докторов наук, из них 18 профессоров, 237 кандидатов наук, есть и члены академии Архитектуры и строительных наук, есть заслуженные строители и заслуженные художники. На сегодняшний день в стенах КАМС № 17 обучается 1620 человек, представленные отделениями «Архитектура», «ПГС», «Градостроительный кадастр», «Менеджмент» и тремя подразделениями НПО. Специальность «Архитектура» имеет повышенный уровень профессиональной подготовки по направлениям «Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения» и «Дизайн архитектурной среды».

На протяжении всего своего существования для профессиональной деятельности КАМС № 17 неизменным являлось сочетание тесной взаимосвязи учебной и воспитательной компонентов.

Таким образом, учебно-воспитательному процессу, осуществляемому в КАМС № 17, в полной мере соответствует принцип:

обучаем — воспитывая, воспитывая – обучаем; утверждаем, что образование без нравственной основы – бессмысленно.


  1. Миссия, цели и задачи ГОУ СПО КАМС № 17


Введение

Томас Мор утверждал, что первая цель образования - «внутреннее знание того, что правильно. Знание, не зависящее от слов других людей. Иначе наш разум будет неизбежно лишен покоя, всегда колеблясь между радостью и печалью из-за мнений других». Образованный человек в первую очередь тот, кто знает ответы на главные вопросы. Образование – это создание Человека. Образовать – значит создать, совершить акт творения. Безусловно, что показателем успешной работы образовательного учреждения является отнюдь не только глубина профессиональных навыков. Сегодня Россия нуждается в подлинном образовании, сочетающем в себе приобретение знаний, умений и навыков, и систему формирования человека, позволяющего отличать добро от зла, дающую шкалу ценностей, показывающую красоту высокого и мерзость низменного и недостойного.

Таким образом, очевидно, что успешна работа того образовательного учреждения, в котором глубина профессиональных знаний и навыков сочетается с человечностью его выпускников. Что толку, если человек владеет техникой профессии, но не имеет чести, не имеет высших ориентиров, и не может сформировать моральную и идейную основу своего творчества? Анализируя связи иерархической структуры личности и воспитания, можно обозначить три плана бытия: биологический, социальный и духовно-культурный. Им соответствуют три уровня воспитания человека: как психофизического организма, как общественного индивида, как личности, включенной в культурную традицию. Сегодня Россия нуждается в подлинном образовании, сочетающем в себе приобретение знаний, умений и навыков, и систему формирования человека, позволяющего отличать добро от зла, дающую шкалу ценностей, показывающую красоту высокого и мерзость низменного и недостойного. Если воспитание не даст человеку шкалу ценностей, то ее даст рынок. Рынок в этом плане очень последователен, он не предлагает «выбирать», а постепенно внедряет человеку свою шкалу ценностей. Под видом свободы, у молодежи формируют мировоззрение, согласно которому все продается и покупается. Юношей и девушек учат, что мир лежит не между полюсами добра и зла, а между выгодой и убытком. Под «соусом» развлечения внушается философия коммерческого успеха, что главное – обладать вещами и думать только о себе.

Бытует мнение, что человека воспитывает семья. В принципе, это правильно, но что мы видим на деле? Далеко не все родители знают, чему учить и как воспитывать своих детей, потому что сами являются продуктами системы, в первую очередь делающими из них потребителей. Они говорят, что хотят детям блага, но не могут указать, что есть благо. В большинстве случаев под благом подразумеваются деньги. Само по себе такое направление мысли убого. Сводить благо к деньгам – значит ставить крест на всем том, что нельзя купить. А это как раз самое главное. Ведь человек, в жизни которого нет того, что нельзя купить, несчастен и беззащитен, так как система начинает использовать его и поглощать, превращая в объект для заработка денег, для соответствия моде и т.п. В итоге он не видит себя как личность. Так, можно утверждать, что основной задачей воспитания является обретение юношеством и молодежью духовного и нравственного фундамента, развитие интеллекта, возрастающего из моральных качеств, из принципов, чести, воли и веры. С прискорбием отмечая, что сегодня здоровье страны, в первую очередь духовное, серьезно подорвано, более всего необходимо обращать внимание в аспекте воспитания на укрепление моральных устоев общества, которое возможно только в процессе взращивания людей, наделенных чувствами веры, народной традиции, родных корней, национального уклада жизни, культуры. Восстановить разоренный духовный мир на пустом месте невозможно. Нужна основа, от которой можно оттолкнуться, ось, вокруг которой можно структурироваться. И этой основой являются традиционные ценности отечественной культуры, проецируемые в духовно-нравственную сферу.

Именно у Русской Православной Церкви есть такие ориентиры в контексте нравственного православно – христианского учения о Человеке, Цели его жизни и Смысле, отношений с другими людьми, Богом, миром.

В своём выступлении Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, «в стране, культурный код которой сформирован Православием, подрастающие граждане не могут не иметь базовых представлений о православной культуре, иконописи, церковной архитектуре».

В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания молодежи необходимо ставить традиции русской культуры, представленные в различных аспектах:

  • Культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры)

  • Нравственно-этическим (в контексте нравственного православно-христианского учения человеке, цели его жизни и смысле отношения с другими людьми, Богом, миром)

  • Этнокультурном (на основе национальных традиций)


На этой основе в 2009- 2010 учебном году была разработана и внедрена в действие экспериментальная программа «Православная культура, как основа развития творческого потенциала учащихся и студентов», охватывающая всех студентов СПО базового уровня и учащихся НПО.

Руководителями и авторами программы являются Пименова Елена Игоревна (ответственная за выпуск специальности «Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения», преподаватель архитектурных дисциплин, почетный работник СПО, член Российской гильдии иконописцев) и Ермакова Лидия Михайловна (председатель ПЦК Строительных дисциплин, преподаватель экономики и технологии строительного производства, почетный работник СПО).

Целью программы является попытка формирования творческого мышления и творческих возможностей на основе православной культуры.


    1. Программа духовно-нравственного воспитания в ГОУ СПО КАМС № 17 «Православная культура, как основа развития творческого потенциала учащихся и студентов».


Содержание программы.

Воистину - человек создан для того, чтобы творить. А для чего же еще мог создать его Вечный Творец, создавший все?! Творчество – это чудо Божие, Божий дар человеку, проявление в человеке образа и подобия Божьего, Его всепобеждающей, творческой силы. Любой человек инстинктивно чувствует это.

Трудно определить причину угасания творческого стремления, но оно противоестественно и пагубно. Да, Творец даровал человеку свободу и не отнимет Своего дара. Но, приняв царственный дар, человек принимает и полную меру ответственности. Как тут не вспомнить притчу о талантах?

Дар Творчества может воскреснуть, если осознать, что творить по-настоящему, можно только в сфере христианских ценностей, только перед лицом вечности и Бога. Тогда, любовь к Богу и человеку, понимание высших бытийных ценностей, проявится во всех видах человеческой деятельности.

Программа «Православная культура, как основа развития творческого потенциала учащихся и студентов» предусматривает принцип структурирования различных видов культурной, познавательной и аналитической деятельности в контексте творческого подхода на основе православных духовно-нравственных основ и ценностей.

Участниками программы могут быть учащиеся школ, студенты и учащиеся СПО, НПО, начиная с 15 лет, без учета их профессиональной и образовательной подготовки.

Программа, разработанная в КАМС № 17, включает в себя 5 блоков, в основе которых заложен принцип ориентированности на православную культуру и творческое мышление, состав которых может корректироваться. Работа по программе осуществляется во внеучебное время, действие программы не ограничено во времени.
Блоки программы представлены в следующем виде:

  1. Православие и русское искусство;

  2. Экскурсионно-просветительская и аналитическая деятельность;

  3. Основы церковнославянского языка;

  4. Основы народного художественного творчества;

  5. Школа иконописи.

Учащимся и студентам предлагается выбрать любые из них по желанию. Все занятия по программе проводятся преподавателями КАМС № 17 – авторами блоков.
Сущность блоков программы представлена следующим образом:

1.Православие и русское искусство:

Программа предусматривает использование лекционных занятий, экскурсионную деятельность студентов и учащихся, посещение выставок соответствующей тематики, посещение театров для просмотра спектаклей духовно-нравственной тематики. Также в структуре курса «Православие и русское искусство» предусматривается использование такой формы занятий, как семинары, в которых осуществляется обратная связь преподавателя со студентами и учащимися. Во время семинаров, проводимых в свободной форме, студенты и учащиеся могут высказать и проверить свои убеждения и впечатления, обсудить изученный материал, а также задать интересующие их вопросы.

Автор и руководитель блока программы: Е.И. Пименова.

2. Экскурсионно-просветительская и аналитическая деятельность.

Программа предусматривает:

Расширение общего кругозора в контексте духовно-нравственных, православных и патриотических ценностей;

Изучение и анализ истории и культуры России;

Приобретение навыков исследовательской деятельности;

Формирование духовных православных ценностей;

Формирование навыков общения, изложения своих впечатлений и своей точки зрения, мыслей, ощущений в вербальной и письменной форме; Приобретение навыков аналитического мышления.

Авторы и руководители блока программы: Е.И. Пименова, Л.М. Ермакова.

3. Основы церковнославянского языка.

Целью программы является:

Возрождение духовно – нравственной основы и формирование национального самосознания на основе приобщения к русской национальной культуре, на основе церковнославянского языка.

Помимо приобретения навыков чтения и письма на церковнославянском языке, учащимися выполняются творческие задания.

Автор и руководитель блока программы: Е.И. Пименова.

5.Основы народного художественного творчества.

Целью программы является:

Приобщение к национальным традициям, чувству целостного восприятия мира, приобретение импульса добра и радости, гармонии и красоты.

Осознание русского декоративно-прикладного искусства, как «почерка» народа, его живого и образного языка.

Преодоление стереотипов сознания, что «я не умею, у меня не получится».

Приобретение практических навыков декоративной росписи игрушек и Пасхальных яиц.

Автор и руководитель блока программы: Е.И. Пименова.

6.Школа иконописи:

Ставит своей целью:

- Прежде всего, обращение обучающихся в ней к традиционным православным духовно-нравственным ценностям, истокам русской национальной истории и культуры, формированию чувства патриотизма и чувства прекрасного;

- Преодоление стереотипов сознания, что «я не умею, у меня не получится»;

- Приобретение конкретных профессиональных знаний, умений и навыков в области указанной деятельности.

Автор и руководитель блока программы: Е.И. Пименова.
На основе студии - объединения дополнительного образования «Школа иконописи и основ народного художественного творчества» может быть создана мастерская по письму икон и росписи деревянных изделий, экономический расчет деятельности которой выполнен студентами КАМС № 17, под руководством Л.М. Ермаковой в рамках работы объединения дополнительного образования.
Все блоки обеспечены программами; блоки «Православие и русское искусство» и «Школа иконописи» снабжены методическими разработками для пользования учащихся и студентов.
Занятия по программе проводятся в атмосфере дружеского общения. Учтивая затрудненность дружеских контактов и часто отсутствие единомышленников, программа помогает преодолеть данные трудности. В процессе участия в программе учащиеся и студенты обретают друзей, преодолевают чувство одиночества и разобщенности.

Отметим еще один аспект действия нашей программы - волонтерство. Наш колледж дружит со школой - интернатом №9 ВАО (для детей с девиантным поведением). Здесь учатся дети из неблагополучных семей, обделенные полноценным домашним воспитанием, родительской любовью и лаской. Здесь работают хорошие учителя и воспитатели, но дети нуждаются в большем – им очень не хватает внимания. В свете этого было решено, что ежегодно на Новый год, Рождество и Пасху наши студенты делают для детей подарки – расписывают деревянные игрушки – зверят и Ангелов, Пасхальные яйца. В результате этого: с одной стороны, ребята из интерната ощущают внимание и доброе отношение к себе. С другой стороны, - наши студенты учатся сочувствию и милосердию, без которых любое духовно-нравственное воспитание невозможно.

По итогам действия программы учащимся и студентами было предложено написать небольшие эссе о своих впечатлениях по участию в ней. Действующая программа пользуется большим интересом учащихся и студентов, и, безусловно, будет продолжаться, совершенствуясь и углубляясь.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconТогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия...
Белгородской области на 2011-2013 годы и в целях дальнейшего совершенствования традиций духовно-нравственного воспитания населения...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconУрок должен быть встречей
Секции 2 «Содержание общего среднего образования в контексте духовно-нравственного возрождения России»
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconАдминистрация муниципального района
С целью укрепления института семьи, материнства и детства, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений,...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconОткрытая межрегиональная конференция школьников: «Православие основа...
Конференция «Православие – основа нравственного и культурного возрождения русского народа» учащихся общеобразовательных учреждений...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconО проведении окружного этапа XIII областных школьных Кирилло Мефодиевских чтений
В целях воспитания духовно-нравственного начала на примере этнокультурных традиций России, изучения и распространения лучшего опыта...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconДепартамент образования администрации Города Томска маоу сош №32...
Школа как центр гражданско патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях фгос: организационно-педагогическая...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы icon[Текст] / Науч метод центр медиации и права; [сост. Ц. Шамликашвили,...
Азбука медиации [Текст] / Науч метод центр медиации и права; [сост. Ц. Шамликашвили, С. Ташевский]. Москва : Межрегиональный центр...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы icon«Нравственные проблемы современной семьи и православие»
Создать условия для осознания старшеклассниками необходимости изучения традиций и уклада жизни православной семьи как хранительницы...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы icon«Актуальность духовно-нравственного образования и воспитания в современном...
Ознакомить педагогический коллектив с задачами духовно-нравственного образования и особенностями содержания курсов «Духовное краеведение...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconКонкурс проводится Межрегиональным общественным фондом «Центр Национальной Славы»
России», направленной на сохранение в общественной и гражданской памяти важных страниц истории флота, наследия выдающихся флотоводцев...
Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Из опыта работы iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
России, Концепции умк «Перспектива», «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск